Выставка «Илья Машков» в Третьяковской галерее: отзывы, до какого числа, цены на билеты
В Третьяковской галерее в Москве проходит масштабная выставка «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика», которая не имеет аналогов в музейной практике.
Это всеобъемлющая ретроспектива работ Ильи Машкова – ведущего художника русского авангарда.
Специально для нее собрали 200 картин из музеев со всей России. Такого ещё не было!




Привет! Я гид Татьяна, провожу бесплатные экскурсии по Москве и веду этот блог о культурных событиях в столице, которые нельзя пропустить.
Выставка стала для меня чередой открытий.
Изначально я шла насладиться мастерством «русского Сезанна» – первейшего колориста русского авангарда.
Но реальность превзошла все ожидания. Я открыла совсем другого Машкова — глубокого, сложного, многогранного.
Художник раскрылся для меня с совершенно новой стороны – как мастер, творчество которого близко по духу к великим старой европейской школы (Возрождение, голландцы и т.п.), но уже на новом витке развития живописи.
Третьяковка последовательно ведет нас по жизненному и творческому пути Ильи Машкова, от зала к залу.
С первых же шагов зритель попадает в поле притяжения ранних работ художника — самых, пожалуй, ярких, броских, энергичных.
Многие из них вызвали у меня ассоциации с работами французских художников-импрессионистов Анри Матисса и Поля Гогена, искусство которых было хорошо знакомо Машкову.
Но главное влияние на художника оказал, конечно, великий французский импрессионист Поль Сезанн.
Машков никогда не скрывал того, что является убежденным и последовательным «сезаннистом».
Увлечение Сезанном вообще было свойственно художникам объединения Бубновый валет, сооснователем которого был Илья Иванович.
Разумеется, Машков не был подражателем – он творчески усвоил и переработал живописный метод Сезанна, пропустил его через призму собственного видения, создал собственный художественный язык.
Меня поразило, как мало у Машкова откровенно эпигонских работ, где узнается прямое влияние Сезанна.
Его собственная живописная манера настолько самобытна, что полотна в стиле «типичный Сезанн» скорее исключение, и их ещё нужно суметь отыскать на выставке.
Машков вообще фигура парадоксальная. После революции 1917 года художник смог адаптироваться к новой действительности, вписаться в актуальный культурный контекст.
Ему удалось почти невозможное: работать в эпоху соцреализма, не изменяя себе.
Да, он писал пионеров и партизан, но его работы не стали агитками.



Критики язвили, что его герои лишены «правильного» революционного настроя, а живописный подход — сугубо формальный. Однако в этой «стаффажности» и был весь Машков.
Он сумел создать уникальный гибрид – работы, которые, формально относясь к стилю «социалистический реализм», оставались глубоко личными.
И международное признание «Партизана» стало красноречивым ответом всем недоброжелателям.
Выставка шаг за шагом раскрывает эволюцию Машкова – от бунтарского авангарда к вневременной классике.
Поздние работы художника почти ничего не напоминают о его авангардной молодости.
Здесь Машков — уже совсем не тот дерзкий новатор. Его искусство обретает новую глубину и величие.




Апофеозом творческого пути Мастера стали, для меня, его натюрморты последних десятилетий. Эти работы роднят его с великими голландцами и ренессансными художниками.
Машков возводит свою художественную систему к высотам старых мастеров, продолжая их традицию, но уже на языке современности, на новом витке истории.




В целом, экспозиция подготовлена в характерном для Третьяковской галереи академическом стиле. Это глубокое и всестороннее исследование творчества Машкова.
Такой экспертный искусствоведческий подход, мне кажется, является визитной карточкой и конкурентным преимуществом Третьяковки по сравнению с другими музеями.
Однако на этот раз у экспертности проявился обратный эффект.
Единственной «ложкой дёгтя» на выставке для меня и моих спутников стал этикетаж. Подписи к картинам, традиционно содержащие блестящий анализ, показались нам сложными для восприятия.
Вот, вроде, каждое предложение по отдельности – интересно и познавательно, содержит ценные сведения о живописной технике и художественном методе художника.
Но весь текст в целом воспринимается мозаично, фрагментарно, нужно приложить серьёзные усилия, чтобы дочитать его до конца и осмыслить.
Но не самый удачный этикетаж никак не влияет на общее впечатление от выставки.
Она организована так грамотно, все эти 200 картин Машкова воспринимаешь с невероятной лёгкостью, и лишь в конце экспозиции осознаёшь масштаб увиденного.
Возникает чувство, будто столь глубокое погружение в искусство далось само собой, без малейшего напряжения.
Финальные залы выставки Машкова поразили меня настолько, что я никак могла уйти — всё ходила кругами, возвращалась к картинам снова и снова, пытаясь удержать в памяти каждую деталь.
И знаете, Третьяковка будто прочла мои мысли! Оказалось, эти поздние натюрморты не только покорили рядового зрителя вроде меня, но и были высоко оценены искусствоведами.
Практически все ключевые работы, от которых я не могла оторваться, были отобраны специалистами для коллекции сувениров. Их можно унести с собой на память — от скромного магнита до полноценной репродукции на холсте.





Как попасть на выставку «Илья Машков» в Третьяковской галерее
Сроки: выставка проходит до 26 октября 2025 года.
Стоимость билетов: взрослые (без льгот) – 900 руб. Пенсионеры и студенты ВУЗов – 540 руб. Дети (от 7 до 17 лет) – 450 руб. Дети до 6 лет – бесплатно.
Место проведения: новый корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной (м. Третьяковская/ Новокузнецкая/ Полянка).
Часы работы: вторник, среда, воскресенье – с 10 до 18 ч. Четверг, пятница, суббота – с 10 до 21 ч. Понедельник – выходной. Не забудьте, что кассы и вход закрываются за час до окончания.
Привет! Я Татьяна, экскурсовод и автор этого блога, где делюсь интересными событиями столицы, которые нельзя пропустить.
Приглашаю Вас на мои бесплатные экскурсии по Москве, давайте открывать город вместе!
Больше историй ждут вас в моем блоге в Яндекс Дзен и канале в Телеграм .
Бесплатные экскурсии по Москве
пешеходная экскурсия
Куртизанки и святые на Сретенском холме
Экскурсия-погружение, построенная на контрастах и противоречиях.
Люди московского дна и православные святые, куртизанки и городовые, цари и приказчики… Словно цветные узоры калейдоскопа, москвичи разных эпох предстанут перед нами на этой прогулке.
пешеходная экскурсия
Остоженка – спящая красавица Москвы
Словно прекрасная спящая красавица из сказки, Остоженка хранит свою красоту в течение многих веков.
Вокруг бурлит жизнь, сменяют друг друга времена и эпохи, перекраивается облик города.
А переулки Остоженки словно застыли в сомнамбулическом сне, превратились в мираж, который манит и притягивает любителей той самой, безвозвратно ушедшей, старой Москвы.
пешеходная экскурсия
Под соснами, в бору: Воронцово поле
Неспешно гуляя по переулкам Воронцова поля, мы познакомимся … нет, не просто с домами, а с живыми свидетелями истории.
С одной стороны – скрипящие от новизны фасады отремонтированных дворцов, победителей конкурсов реставрации.
С другой – заброшенки во дворах и тихо угасающие шедевры архитектуры, не попавшие в популярные путеводители.
пешеходная экскурсия
Душа Замоскворечья: путешествие по Пятницкой
Расположенный на пологом берегу Москвы-реки, напротив Кремля, этот район веками хранил особый патриархальный дух.
Это был провинциальный город в городе, со своими порядками, традициями, устоями.
Здесь была «изнанка столицы», где жили труженики: ремесленники, стрельцы, и конечно, купцы – вечный двигатель московской экономики.













