Выставка Машкова в Третьяковской галерее

Выставка «Илья Машков» в Третьяковской галерее: отзывы, до какого числа, цены на билеты

В Третьяковской галерее в Москве проходит масштабная выставка «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика», которая не имеет аналогов в музейной практике.

Это всеобъемлющая ретроспектива работ Ильи Машкова – ведущего художника русского авангарда.

Специально для нее собрали 200 картин из музеев со всей России. Такого ещё не было!

Привет! Я гид Татьяна, провожу бесплатные экскурсии по Москве и веду этот блог о культурных событиях в столице, которые нельзя пропустить.

Выставка стала для меня чередой открытий.

Изначально я шла насладиться мастерством «русского Сезанна» – первейшего колориста русского авангарда.

Но реальность превзошла все ожидания. Я открыла совсем другого Машкова — глубокого, сложного, многогранного.

Портрет рыжеволосой женщины в синем платье на желтом фоне и китаянкой на заднем плане. Картина Машкова.

Художник раскрылся для меня с совершенно новой стороны – как мастер, творчество которого близко по духу к великим старой европейской школы (Возрождение, голландцы и т.п.), но уже на новом витке развития живописи.

Третьяковка последовательно ведет нас по жизненному и творческому пути Ильи Машкова, от зала к залу.

С первых же шагов зритель попадает в поле притяжения ранних работ художника — самых, пожалуй, ярких, броских, энергичных.

Многие из них вызвали у меня ассоциации с работами французских художников-импрессионистов Анри Матисса и Поля Гогена, искусство которых было хорошо знакомо Машкову.

Но главное влияние на художника оказал, конечно, великий французский импрессионист Поль Сезанн.

Машков никогда не скрывал того, что является убежденным и последовательным «сезаннистом».

Увлечение Сезанном вообще было свойственно художникам объединения Бубновый валет, сооснователем которого был Илья Иванович.

Высокие деревья с густыми кронами на берегу реки+ в солнечный летний день. Пейзаж Машкова.
Пейзаж с прудом. 1921 г. Самая, пожалуй, "сезанновская" картина Машкова на выставке

Разумеется, Машков не был подражателем – он творчески усвоил и переработал живописный метод Сезанна, пропустил его через призму собственного видения, создал собственный художественный язык.

Меня поразило, как мало у Машкова откровенно эпигонских работ, где узнается прямое влияние Сезанна.

Его собственная живописная манера настолько самобытна, что полотна в стиле «типичный Сезанн» скорее исключение, и их ещё нужно суметь отыскать на выставке.

Машков вообще фигура парадоксальная. После революции 1917 года художник смог адаптироваться к новой действительности, вписаться в актуальный культурный контекст.

Ему удалось почти невозможное: работать в эпоху соцреализма, не изменяя себе.

Да, он писал пионеров и партизан, но его работы не стали агитками.

Критики язвили, что его герои лишены «правильного» революционного настроя, а живописный подход — сугубо формальный. Однако в этой «стаффажности» и был весь Машков.

Он сумел создать уникальный гибрид – работы, которые, формально относясь к стилю «социалистический реализм», оставались глубоко личными.

И международное признание «Партизана» стало красноречивым ответом всем недоброжелателям.

Портрет партизана в ушанке и шинели, с винтовкой, на фоне красного флага. Автор Машков.
Партизан А. Торшин, 1932 г. Золотая медаль на выставке "Искусство и техника в современной жизни" в 1937 г. в Париже

Выставка шаг за шагом раскрывает эволюцию Машкова – от бунтарского авангарда к вневременной классике.

Поздние работы художника почти ничего не напоминают о его авангардной молодости.

Здесь Машков — уже совсем не тот дерзкий новатор. Его искусство обретает новую глубину и величие.

Апофеозом творческого пути Мастера стали, для меня, его натюрморты последних десятилетий. Эти работы роднят его с великими голландцами и ренессансными художниками.

Машков возводит свою художественную систему к высотам старых мастеров, продолжая их традицию, но уже на языке современности, на новом витке истории.

В целом, экспозиция подготовлена в характерном для Третьяковской галереи академическом стиле. Это глубокое и всестороннее исследование творчества Машкова.

Такой экспертный искусствоведческий подход, мне кажется, является визитной карточкой и конкурентным преимуществом Третьяковки по сравнению с другими музеями.

Однако на этот раз у экспертности проявился обратный эффект.

Единственной «ложкой дёгтя» на выставке для меня и моих спутников стал этикетаж. Подписи к картинам, традиционно содержащие блестящий анализ, показались нам сложными для восприятия.

Вот, вроде, каждое предложение по отдельности – интересно и познавательно, содержит ценные сведения о живописной технике и художественном методе художника.

Но весь текст в целом воспринимается мозаично, фрагментарно, нужно приложить серьёзные усилия, чтобы дочитать его до конца и осмыслить.

Натюрморт с железной посудой - таз, кувшин, кружки, фляги, ковши. Картина авангардиста Машкова
На этом "Натюрморте с самоваром" 1919 г. - только металлические предметы.

Но не самый удачный этикетаж никак не влияет на общее впечатление от выставки.

Она организована так грамотно, все эти 200 картин Машкова воспринимаешь с невероятной лёгкостью, и лишь в конце экспозиции осознаёшь масштаб увиденного.

Возникает чувство, будто столь глубокое погружение в искусство далось само собой, без малейшего напряжения.

Рыжая девушка с косичками в красной косынке стоит на поле с подсолнухами. Соцреализм, Машков.

Финальные залы выставки Машкова поразили меня настолько, что я никак могла уйти — всё ходила кругами, возвращалась к картинам снова и снова, пытаясь удержать в памяти каждую деталь.

И знаете, Третьяковка будто прочла мои мысли! Оказалось, эти поздние натюрморты не только покорили рядового зрителя вроде меня, но и были высоко оценены искусствоведами.

Практически все ключевые работы, от которых я не могла оторваться, были отобраны специалистами для коллекции сувениров. Их можно унести с собой на память — от скромного магнита до полноценной репродукции на холсте.

Как попасть на выставку «Илья Машков» в Третьяковской галерее

Сроки: выставка проходит до 26 октября 2025 года.

Стоимость билетов: взрослые (без льгот) – 900 руб. Пенсионеры и студенты ВУЗов – 540 руб. Дети (от 7 до 17 лет) – 450 руб.  Дети до 6 лет – бесплатно.

Место проведения: новый корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной (м. Третьяковская/ Новокузнецкая/ Полянка).

Часы работы: вторник, среда, воскресенье – с 10 до 18 ч. Четверг, пятница, суббота – с 10 до 21 ч. Понедельник – выходной. Не забудьте, что кассы и вход закрываются за час до окончания.

Привет! Я Татьяна, экскурсовод и автор этого блога, где делюсь интересными событиями столицы, которые нельзя пропустить.

Приглашаю Вас на мои бесплатные экскурсии по Москве, давайте открывать город вместе!

Больше историй ждут вас в моем блоге в Яндекс Дзен и канале в Телеграм

Бесплатные экскурсии по Москве

Белокаменный Собор Сретенского монастыря с золотыми куполами. Вид с высоты.

пешеходная экскурсия

Куртизанки и святые на Сретенском холме

Экскурсия-погружение, построенная на контрастах и противоречиях.

Люди московского дна и православные святые, куртизанки и городовые, цари и приказчики… Словно цветные узоры калейдоскопа, москвичи разных эпох предстанут перед нами на этой прогулке.

пешеходная экскурсия

Остоженка – спящая красавица Москвы

Словно прекрасная спящая красавица из сказки, Остоженка хранит свою красоту в течение многих веков.

Вокруг бурлит жизнь, сменяют друг друга времена и эпохи, перекраивается облик города.

А переулки Остоженки словно застыли в сомнамбулическом сне, превратились в мираж, который манит и притягивает любителей той самой, безвозвратно ушедшей, старой Москвы.

Фото улицы Воронцово поле

пешеходная экскурсия

Под соснами, в бору: Воронцово поле

Неспешно гуляя по переулкам Воронцова поля, мы познакомимся … нет, не просто с домами, а с живыми свидетелями истории.

С одной стороны – скрипящие от новизны фасады отремонтированных дворцов, победителей конкурсов реставрации.

С другой – заброшенки во дворах и тихо угасающие шедевры архитектуры, не попавшие в популярные путеводители.

Красное здание с белым портиком и колоннами. Гимназия Касицына в Черниговском переулке

пешеходная экскурсия

Душа Замоскворечья: путешествие по Пятницкой

Расположенный на пологом берегу Москвы-реки, напротив Кремля, этот район веками хранил особый патриархальный дух.

Это был провинциальный город в городе, со своими порядками, традициями, устоями.

Здесь была «изнанка столицы», где жили труженики: ремесленники, стрельцы, и конечно, купцы – вечный двигатель московской экономики.